«ОПЫТ ПРОШЛОГО-ЛУЧШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО»

Очень хорошо, что в последние годы многое делается для изучения истории отечественного предпринимательства. Устраиваются конкурсы, олимпиады, выставки. Создаются фильмы и Интернет-сайты. Давно и успешно действует проект «Деловой России»: «История российского предпринимательства». Самарские «делоросы», к слову, в стороне не остались. Интересующихся могу адресовать к сайту www.samdeloros.ru. Убежден: вдумчивое изучение истории отечественного предпринимательства-это восстановление исторической справедливости. Современное общество очень мало знает о вкладе, столетия назад внесенном купечеством и промышленниками в инфраструктуру современных городов. И деятельность очень многих дореволюционных предпринимателей заслуживает памятников…. До 1917 года в России был огромный слой предпринимателей, к которым полностью применимо понятие «меценат». Меценаты были патриотами. Заботились не о своих зарубежных счетах, а о развитии городов и губерний, где они жили, работали и зарабатывали. Вообще до 1917 года вывоз капитала из России был не в моде. У большинства сибирских, поволжских, уральских купцов и промышленников не было принято вкладывать доходы в лондонские и парижские банки. Заработанную прибыль часто вкладывали в благоустройство городов. В строительство школ, аптек, лечебниц, курортов. В украшение церквей. На помощь сиротам и инвалидам. Купцы и промышленники участвовали в управлении городами. Занимали посты в общественном самоуправлении. Меценаты-предприниматели очень ответственно и щепетильно подходили к вопросам чести. После них остались красивые дома. Сады. Виноградники. Магазины. Кинотеатры. Городские мосты. Памятники. Приюты. Завещать значительную часть капитала на благоустройство и меценатство считалось нормой, а не исключением из правила. Были среди предпринимателей основатели университетов, музеев, картинных галерей. Здравый смысл был основой их жизни и деятельности. И еще: с 1861 по 1917 годы в России была уникальная ситуация: взаимодействие предпринимательства и государства. Успехи дореволюционного бизнеса опирались и на поддержку государства. Иначе не было бы столь мощного экономического рывка, вплоть до Первой Мировой войны. Значительную часть дореволюционной социальной политики взяли на себя предприниматели. Зачастую это был, выражаясь по-современному, социально ориентированный бизнес. Нам, российским предпринимателям ХХI века, есть чему учиться. Опыт прошлого-лучший пример для настоящего.

«ЧИСТОТА ПЛЮС ПРИБЫЛЬ: ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?»

Еще в 1987 году на каждого жителя СССР «приходилось» до тонны твердых бытовых отходов. Разумеется, далеко не каждый советский гражданин оставлял после себя груды мусора. И не каждое предприятие. Но многочисленные свалки вокруг городов и райцентров десятилетиями жили сами по себе. Социалистическая экономика обрекала переработку вторичного сырья на незавидное существование. Главное-План. А сколько при этом уйдет в отходы сырья и материалов, не так уж и важно. «На бумаге» всех призывали к экономии, чистоте и рачительности. На деле все было несколько по иному….. За минувшие три десятилетия российские предприниматели постепенно привыкали к тому, что прибыль и экономия ресурсов-сосуды сообщающиеся. Такого расточительства, как в прежние времена, больше нет. И не будет. Да и государство постепенно отучает граждан от непринужденного отношения к мусору и отходам. Однако проблема далека от разрешения. И сейчас, по утверждению бизнес-экспертов, весь мусор в нашей стране на 80% состоит из вторичного сырья. Из этой «массы», при правильной и грамотной переработке, можно производить полезную продукцию. И много. Можно получать прибыль, создавать рабочие места, очищать землю и воздух. Но пока что перерабатывается не 80% отходов, а лишь 4%. Это на порядок меньше, чем в развитых странах мира…. Меры, конечно, принимаются. С начала 2017 года в России должен быть внедрен механизм, предусматривающий раздельное складирование мусора. Вместе с качественной переработкой вывозимых отходов: «не отходя от полигона». Проблема, действительно, назревшая и серьезная. И с ярко выраженной «коррупционной составляющей». Утилизация отходов и мусора-слишком лакомый «сегмент рынка». Не столь уж редко его пытаются монополизировать. Единственный выход-это контроль, невзирая на лица. И не случайно на последней «Прямой Линии» Президент России В.В.Путин поручил активу Общероссийского Народного фронта заняться проблемой незаконных и «неконтролируемых» мусорных свалок. Кстати, почему бы и предпринимательскому сообществу не подготовить свои проекты? Например, внести обоснованные предложения в Правительство России? Хотя бы о введении налоговых стимулов для предприятий, решивших и очистить природу, и получить при этом прибыль?

 

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Что такое интеллектуальная собственность? Это товарные знаки. Патенты. «Бренды». Рецепты и формулы. Фирменные технологические секреты. Научно-технические разработки. Да и много чего еще. Словом, нематериальные активы. Интеллектуальный капитал. А чем определяется рыночная стоимость интеллектуальной собственности? Только спросом и предложением. Увы, в настоящее время лишь каждое тридцатое российское инновационное предприятие использует свои технологии в финансовой и хозяйственной деятельности. И менее половины всех российских предприятий обладают исключительными правами на свои же товарные знаки. Зачастую оказывается, что интеллектуальный капитал компании не защищен ни экономически, ни юридически. А ведь защита интеллектуальной собственности-это форма защиты бизнеса. Это давным-давно поняли в экономически развитых странах. Чем больше заботы об интеллектуальной собственности, тем выше капитализация западноевропейской, американской, японской, китайской, сингапурской компании. Российским предпринимателям есть чему поучиться. Доля России на мировом рынке электроники составляет, всего-навсего, 0,4%. Не густо. Ситуацию еще можно поправить, если будет внедрена стратегия развития отечественной электронной отрасли. Причем безотлагательно. Но мировой рынок высоких технологий постоянно развивается. Он изменяется и не стоит на месте. Это и информационные системы. И энергетическая электроника. Оптоэлектроника. Радиосвязь и радиолокация. Аппаратура военно-технического назначения. Все это постоянно модернизируется и совершенствуется. Без гарантий интеллектуальной собственности это было бы невозможно. Особенно в части инвестиционной привлекательности бизнеса. К слову: репутация фирмы-это тоже своеобразный актив. Пусть и нематериальный, но часто очень весомый. Интеллектуальный актив.