«ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА ПРИДЕТСЯ ПОВЫШАТЬ»

Президент России В.В.Путин заявил, что в нашей стране надо наращивать производительность труда. Причем наращивать на 5-6% ежегодно. Сказано это было в марте 2017 года, на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Президент В.В.Путин не скрыл: по производительности труда Россия более чем в два раза уступает экономически развитым странам… Давно известно, что основной тормоз для эффективного труда-это технологическое отставание. Хотя, разумеется, производительность труда всецело зависит и от менеджмента на самом предприятии. Как и от квалифицированного работника. До 70% российских предприятий испытывают дефицит квалифицированных кадров. Началось это не вчера. Причина на поверхности: система профобразования отстает от требований современности. Таково мнение вице-президента «Деловой России» Ильи Семина. А, по мнению экспертов «Опоры России», россияне крайне неэффективно используют рабочее время. Рационально расходуется только 40% рабочего времени. А остальное время уходит на «перекуры», «чаепития», «дополнительные обеды», «нестыковки» и прочее. Возможно, что эти цифры чересчур пессимистичны, но проблема остается проблемой. Если у работника низкая производительность труда, то создавать он может только невостребованный продукт. И неконкурентоспособный, вдобавок. Если предпринимателю приходится тратить прибыль еще и на «распилы», «заносы», «откаты», то будет ли он добиваться повышения производительности труда? Повышение производительности труда-задача фундаментальная. Решать ее придется и, чем скорее, тем лучше. Начинать придется и с улучшения делового климата, и с гарантий частной собственности. Только тогда возможны масштабные инвестиции. И надо помнить, что укрепление частной собственности-это, в перспективе, разгосударствление экономики.

«ОТХОДНЫЙ» ПРОМЫСЕЛ ДОЛЖЕН СТАТЬ ВЫГОДНЫМ И ПРОЗРАЧНЫМ.

Нынешний год в России — это еще и Год Экологии. Официально в нашей стране учтено более 30 миллиардов тонн отходов: «твердых», «золошлаковых» и прочих. Но, если доверять и «неофициальным» экспертным оценкам, массив российских «отходов» составляет от 80 до 100 миллиардов тонн, копившихся многие десятилетия. Ежегодно к уже имеющимся «залежам» добавляется по 5 миллиардов тонн, для утилизации которых давно уже не хватает отведенных мест. Зато есть масса незаконных свалок, вокруг которых очень часто орудует и кормится криминал. Государство пытается упорядочить ситуацию. Имеется «Федеральный Кадастр классификации отходов», где учтено, ни много, ни мало, около 4 тысяч видов «отходов», получаемых в нашей стране. По мнению члена Генсовета «Деловой России» Андрея Калачева, рынок экологических услуг в России может составить около триллиона рублей в год. Таков потенциал природоохранного бизнеса. Казалось бы, вот она, прибыль, да еще какая! Но сильный и респектабельный бизнес в эту сферу не особенно и стремится. Почему же? Да потому, что и государство не торопится создавать подходящие условия. Давно нужна система стимулов к инвестициям в «отходный» промысел. Причем система масштабная, долговременная, удобная. Но ее в России нет. А того, что есть, недостаточно, чтобы побудить бизнес вкладывать деньги в утилизацию и облагораживание полигонов и свалок. «Компенсация кредитной ставки через уменьшение налога на прибыль» — неплохо, но сложно. Да и не особенно выгодно. Равно как и зачет экологических платежей «в счет компенсации части инвестиций в технологии переработки отходов». Когда еще предприниматель получит такую прибыль, чтобы экологические платежи были внушительными… Стимул может работать только тогда, когда появится повсеместный спрос на экологические услуги. В государственном масштабе, а не на уровне местной благотворительности. Бороться с десятками миллиардов тонн мусора и «отходов», привлекая только частные средства — это не выход. Не только федеральный центр, но и регионы должны быть заинтересованы в стимулировании бизнеса, утилизующего «отходы». Поэтому экологические платежи должны, в массе, оставаться в бюджетах областей, городов и районов. Может быть, пора воссоздавать региональные экологические фонды? Но на сей раз под контролем регионального бизнес-сообщества, а не бюрократических структур? Увязать льготное кредитование с модернизацией переработки и утилизации. Чтобы природоохранный бизнес был стабильным и прозрачным. Выгодным и предпринимателю, и государству.

«НЕ ОПОЗДАТЬ С ИНВЕСТИЦИЯМИ»

Правительство России предложило комплексный план действий на 2017-2025 годы.
Цель-достижение масштабного экономического роста. Комплексные государственные планы-это неплохо. Гораздо лучше, чем их отсутствие. Однако… Мнения экспертов разделились: одни считают, что у России уже в ближайшие два года есть шанс достичь экономического роста на 3%. Но другие эксперты куда менее оптимистичны.
Правда, многие наблюдатели отмечают, что федеральная власть в последние месяцы не только слушает, но и слышит инициативы, исходящие от бизнес-сообщества. Что выведет экономику страны на высокие показатели роста? Только инвестиции. Если нет инвестиционной активности, то откуда же взяться экономическом росту? Это аксиома из аксиом. Инвестиции из-за рубежа могли бы стать мощным стимулом для экономического роста. Особенно в «несырьевом секторе» российской экономики. Но большинство иностранных инвесторов, судя по всему, отнюдь не торопится принимать участие в реальном управлении российскими предприятиями. И с деньгами к нам не спешат. Их куда больше интересует перспектива быстрой фондовой прибыли. Иными словами, спекуляция на российских акциях. Впрочем, иностранные инвестиции в российскую экономику будут расти, если будут расти доходы россиян. Тем более что крупные зарубежные инвестфонды интересуются реальным сектором российской экономики. Увы, потребительские возможности российского населения продолжают снижаться. Катализатором экономического роста мог бы стать малый бизнес. И российская власть это понимает. Глава правительства Дмитрий Медведев, выступая на сочинском инвестиционном форуме, предложил увеличить программу льготного кредитования малого бизнеса. Понятно, что льготное кредитование-это еще не все. Нужно снижать налоги, иначе бизнес расти не будет. И экономику придется стимулировать, в том числе и доступными кредитами. Без государственных ресурсов нельзя привлечь частных инвесторов. Куда вкладывает деньги государство, туда смотрят инвесторы. По мнению российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова, один государственный рубль приносит 4-5 частных рублей. Не опоздать бы с инвестициями.