«ПРАВО НА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ-ЭТО ОСНОВА УСПЕХА»

Ответственный бизнес всегда нацелен на здравый смысл. Он прагматичен, ибо не может позволить себе безответственности. Как в делах, так и в планах. Толковый предприниматель не может не планировать. Он обязан тщательно прогнозировать результаты своих усилий. Ведь от точного и своевременного прогноза зависит и его прибыль, и заработок тех, кого он взял на работу. За кого он несет ответственность. Предприниматель, планирующий свое дело, должен быть уверен и в себе, и в обстоятельствах. Иначе не избежать массы проблем. Однако  прогноз и анализ требуют фактов. Чем больше, тем лучше. Решение в бизнесе можно принимать, если изучен весь доступный массив информации. Но вот кто и как может предсказать, какие новые «неналоговые» платежи будут введены? И когда? Уменьшатся ли внеплановые контрольные проверки? Или же они увеличатся? Государство постоянно заявляет, что намерено сократить количество проверок. Действительно, плановые проверки сокращаются. Но растут «внеплановые», «контрольные рейды» и прочее в том же духе. Об этом постоянно говорят эксперты бизнес-сообщества. Ну и как предприниматель должен что-то прогнозировать? Или что-то планировать на годы вперед? Как прогнозировать последствия от «утечки мозгов»? Когда, вместо создания собственных предприятий, десятки тысяч молодых россиян стремятся искать заработок за пределами своей страны? Не так давно бизнес-омбудсмен Б.Ю.Титов поделился неутешительной статистикой: после уголовного преследования лишь один из двадцати предпринимателей полностью сохраняет бизнес. И почти две трети предпринимателей, попавших под уголовный «каток», свой бизнес теряют. И теряют, что характерно, полностью. Еще один аспект: доходность малого предпринимательства падает. Падение доходности в бизнесе-гарантированный тормоз для инвестиций. И наоборот. Возможность долгосрочного бизнес-планирования-вот основа для улучшения инвестиционного климата. Именно этой задаче должна соответствовать законодательная, налоговая и экономическая база. Бизнес-сообщество должно быть равноправным партнером в определении долгосрочной стратегии государства. Таков непреложный исторический опыт. И в России, и за ее пределами.

 

 

 

 

 

«МАЛЫЙ БИЗНЕС И «НОВЫЙ НЭП»

Парадоксально, но исторический опыт свидетельствует: чем меньше контроля за малым бизнесом, тем больше в нем честных предпринимателей. Чем меньше административный прессинг, тем меньше мошенников. Бессмысленно «завинчивать гайки». Это мало что даст, кроме сокращения государственных доходов. Особенно, когда снижается доход от экспорта нефти и газа. Всегда надо помнить, что малый бизнес-это «подушка безопасности» в кризисные времена. Это социальный буфер, обеспечивающий   население недорогими товарами и услугами. Дающий средства существования миллионам россиян. И наивно ждать от малого бизнеса, что он   доверху наполнит госбюджет. К сожалению, он еще очень долго не будет основным источником бюджетных поступлений. Такое станет возможно, если доля малого и среднего бизнеса превысит половину российского ВВП. Увы, до этого еще очень далеко. Все малые и средние предприятия нашей страны платят казне в несколько раз меньше, чем «ГАЗПРОМ». Но ведь не в «ГАЗПРОМЕ» трудятся многие миллионы предпринимателей?! Надо выводить малый бизнес «из тени», но только не административно-надзорным способом. «Пряник» всегда эффективнее «кнута». Надо снижать налоговую и контрольную нагрузку на предпринимателей. Надо дать малому бизнесу дешевый и долгосрочный кредит. Чтобы стартовый капитал работал на производство, а не на потребление и поборы. Вывести предпринимателя «на свет» можно лишь максимальным снижением финансового и административного пресса. Доказано практикой. Вспомним печально известный рост страховых платежей. Очень быстро бюджеты всех уровней лишились сотен тысяч плательщиков. Этими плательщиками были предприятия малого бизнеса. Предприниматели просто перестали иметь дело с государством и нырнули «в тень». Стали работать исключительно на себя. Ну и кто от этого выиграл? Экономике претит запрет! Предприниматель, по своей природе, прагматичен: какой смысл в долгосрочном бизнес-планировании, если законодательство постоянно меняется? Много ли стимулов для работы «в открытую»? Отсюда и ненадежность, и нестабильность. И стагнация с застоем впридачу. Не будет экономического благополучия без неограниченного развития деловой инициативы миллионов россиян. Это и есть тот самый «Новый НЭП», о необходимости которого в бизнес-сообществе говорят уже много лет.

 

 

 

 

 

«САМОЗАНЯТОСТЬ: РЕСУРС ИЛИ ШАНС?»

По сообщениям СМИ, Президент России В.В.Путин на совещании потребовал от чиновников вывести из так называемой «гаражной экономики» миллионы работников. Не платящих налогов, но получающих «теневые зарплаты». По сути, вне «налогового поля» живут и работают от 20 до 30 миллионов россиян. Живут и работают по своим нормам, правилам и понятиям, не имеющим ничего общего с действующим законодательством. «Гаражная экономика» — это, в первую очередь, сфера услуг. «Микро-бизнес». Миллионы самозанятых россиян-это потенциальный ресурс, откуда государство может черпать немалый доход. Особенно в условиях дефицита бюджета и подешевевшей нефти. Эксперты РАНХиГС (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы) оценивают масштабы «гаражной экономики» в 40% экономически активного населения. Впрочем, одни эксперты оценивают объем российского «теневого сектора» в 20-25 % ВВП (16-20 триллионов рублей). Другие уверены в том, что «в тени» не менее двух пятых российского ВВП. Проблема «серой зоны» в российской экономике отнюдь не нова. И решать ее нужно давно. Избегая многочисленных «подводных камней», административных «ям» и налоговых «ухабов». Несомненно одно: очень многие «гаражники» с удовольствием пошли бы трудиться в офисы государственных компаний или сырьевых монополий. Но там штаты давным-давно укомплектованы. Равно как и штаты органов государственного и муниципального управления. Большинство идет в «серую зону» явно не от хорошей жизни или от циничного корыстолюбия. Там учатся выживать в весьма непростых условиях. Там иногда добиваются весомого материального успеха, не обременяя государство просьбами и жалобами. Однако, работая на себя, хотят уйти от налогов, сборов и отчислений. «Экономят». И, по ходу дела, лишают и себя, и своих работников социальных гарантий. А это, как ни крути, неправильно и нелепо….. Как сделать так, чтобы официально неучтенные, но самозанятые граждане, платили установленные налоги? И при этом не разорялись, не пополняли ряды безработных? Чтобы их заработная плата не была ниже прожиточного минимума? Как найти баланс, учитывающий интересы работника, работодателя и государства? Рейды, облавы, «экспресс-проверки» мало помогут, как и запреты. Ибо если нельзя работать «по-серому», то кто-то должен дать работу «по-белому». Или создать условия, чтобы работать в «белой зоне» было и выгоднее, и комфортнее. Кроме государства, таких условий никто не создаст. Нужны новые предприятия. Нужны миллионы новых рабочих мест. Нужна легализация статуса самозанятого гражданина. Приобрел недорогой патент-и работай на здоровье. Хоть год, хоть два, хоть три. Без проверок и налоговой отчетности. Но-легально. Уважая и себя, и государство.