«КОНТРОЛЬ ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ, А НЕ НАОБОРОТ»

Недавно Минэкономразвития РФ дало прогноз: в ближайшие 20 лет экономика страны расти не будет. Иными словами, стагнация и отсутствие перспективы до 2036 года. Разумеется, прогноз-это еще не приговор. Если будет воля и настойчивость со стороны государства, бизнес-сообщества, то из стагнации можно выбраться гораздо раньше. Важнейшая функция государства — надзор и контроль. Недостатка в контролерах, судя по всему, нет. На федеральном уровне в России числятся 40 контрольно-надзорных инстанций. И они не сидят без дела. А еще на региональном и муниципальном уровне исправно функционируют 10 тысяч органов контроля. В них работают 100 тысяч проверяющих. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев не скрывает, что контрольно-надзорная деятельность «недостаточно эффективна, нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу». И, кроме того, «слишком громоздка для государства». Подсчитано: за первое полугодие 2016 года федеральные инстанции провели более 600 тысяч проверок. Значительная часть — «внеплановые». На региональном уровне активность проверяющих еще выше. Неудивительно, что глава правительства особо подчеркнул: «Мало того, надзорная деятельность из средства поддержания законности в целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды, в том числе на бизнес». Также Дмитрий Медведев, ссылаясь на экспертную оценку, сообщил, что потери российского бизнеса от выполнения неэффективных предписаний контролеров и проверяющих достигают 5% ВВП. Если не забывать, что годовой ВВП России составляет 80 триллионов рублей, то сумма «надзорных убытков» впечатляет. А сколько убытков может «набежать» за два десятилетия прогнозируемой стагнации? Выход один. Пока еще есть время, надо менять подход к контролю и надзору. Надо искать баланс между интересами государства и предпринимателей, о чем постоянно говорит «Деловая Россия».

«ЧУДЕСА БЫВАЮТ И В ЭКОНОМИКЕ»

«Южнокорейское чудо», «сингапурское чудо». У каждой страны собственный путь и его невозможно полностью скопировать. Особенно в экономике. Но вот как выбирались из череды кризисов другие страны? Те же Сингапур и Южная Корея…. Итак, Сингапур. Многолетняя авторитарная власть премьер-министра Ли Куан Ю. Не щадившего даже близких друзей, если они рисковали заниматься казнокрадством. Жестокие законы и неотвратимые последствия за их неисполнение. Государство поощряло доносы на коррупционеров и взяточников, но в то же время упростило налоговую систему. На несколько лет были отменены пошлины и налоги для инвесторов. Запрет как на азартные игры, так и на критику правительства. Во всем сингапурском парламенте был один-единственный оппозиционный депутат. Впечатляющие штрафы за бытовую антисанитарию, но огромные расходы на высшее и среднее образование. Государственные программы по «выращиванию» предпринимателей, в том числе и обучение за границей. За минувшие четверть века сингапурцы стали богаче в 3,5 раза. Одна пятая часть государственного бюджета тратится на образование. Небольшой периферийный остров стал процветающей страной Азии. Не имея нефтегазовых «клондайков»….Южная Корея 60 лет назад: война, разруха, отсутствие нефти и газа. Население, в массе, неграмотное. И до начала 60-х годов ХХ века Южная Корея была беднее Северной, но ненадолго. Схема выхода из кризиса: авторитарная государственная власть, бизнес и снижение налогов. Связка государства с крупным бизнесом, который контролируется государством же. Южнокорейское государство поощряло массовые доносы на взяточников и казнокрадов. Стимулировало доносительство денежными «гонорарами». Массовое предпринимательство соседствовало с частичной национализацией. Элементы плановой экономики сопровождались государственной поддержкой местного среднего и крупного бизнеса. Да, низкий уровень социальных расходов сохраняется до сих пор. Но в прошлом году южнокорейский ВВП на душу населения превысил аналогичный показатель в Северной Корее в десятки раз. В 1997 году в Южной Корее разразился экономический кризис. Золотой запас был «проеден», валюта рухнула. Правительство было вынуждено обратиться к гражданам: пожертвуйте стране свое золото. За очень скромную плату, кстати. Сотни тысяч южнокорейцев добровольно сдали государству более 200 тонн частного золота. Очень многие сдавали безвозмездно. Им было что терять-экономику страны. Сохранили. Чудеса в экономике возможны, доказано практикой. Но без поддержки большинства сингапурцев и южнокорейцев в их странах не было бы никаких экономических чудес.

«ОНФ ДЕЙСТВУЕТ. И ДЕЙСТВУЕТ УСПЕШНО»

Общероссийский Народный фронт прочно утвердился как влиятельная общественная сила. При активном участии ОНФ удалось, например, упразднить так называемые «золотые парашюты» для увольняемых чиновников. Немало сделано для защиты прав российских журналистов. Наводится порядок в сфере продаж полисов ОСАГО. Есть и свежие примеры. Вот в г. Дзержинск Московской области активисты Общероссийского Народного фронта сумели добиться улучшения экологической обстановки. Предыстория такова: в Дзержинске работает асфальтовый завод. А где асфальтовое производство, там и удушливый запах, и выбросы в атмосферу. Технология все еще далека от совершенства. Хоть и находится ближайший жилой дом в километре от завода, но здоровье жителей все равно под угрозой. Общественники инициировали масштабную проверку. Итог: выявлены многочисленные «природоохранные» огрехи. До исправления выявленных нарушений работа завода приостановлена. Заводское руководство привлечено к административной ответственности. Все закономерно и справедливо. Самарские «фронтовики» не отстают от подмосковных коллег. Не так давно они проверили состояние детских площадок. Общий вывод малоутешителен: лишь четверть игровых и спортивных площадок можно отнести к «полностью безопасным». А вот к разряду «крайне небезопасных» отнесено более трети детских площадок. Особенно настораживает соседство играющих детей с парковкой автомобилей, с канализационными коллекторами, с магистральными трубами…. Благодаря активистам регионального ОНФ достоянием гласности стал куда более возмутительный факт. А именно: капитальный ремонт, произведенный в одном из самарских детских садов. Сумма бюджетных расходов составила 90 миллионов рублей. Выяснилось, что ремонтники уложили базальтовую вату прямо поверх снежного слоя. На мягкую кровлю. «Утеплили», называется. В результате: повышенная влажность, плесень. А в перспективе вредный для здоровья детей и персонала «грибок». Активисты ОНФ совершенно справедливо требуют полной переделки кровли здания. Причем до введения его в эксплуатацию. Только так и никак иначе!