«ОТХОДНЫЙ» ПРОМЫСЕЛ ДОЛЖЕН СТАТЬ ВЫГОДНЫМ И ПРОЗРАЧНЫМ.

Нынешний год в России — это еще и Год Экологии. Официально в нашей стране учтено более 30 миллиардов тонн отходов: «твердых», «золошлаковых» и прочих. Но, если доверять и «неофициальным» экспертным оценкам, массив российских «отходов» составляет от 80 до 100 миллиардов тонн, копившихся многие десятилетия. Ежегодно к уже имеющимся «залежам» добавляется по 5 миллиардов тонн, для утилизации которых давно уже не хватает отведенных мест. Зато есть масса незаконных свалок, вокруг которых очень часто орудует и кормится криминал. Государство пытается упорядочить ситуацию. Имеется «Федеральный Кадастр классификации отходов», где учтено, ни много, ни мало, около 4 тысяч видов «отходов», получаемых в нашей стране. По мнению члена Генсовета «Деловой России» Андрея Калачева, рынок экологических услуг в России может составить около триллиона рублей в год. Таков потенциал природоохранного бизнеса. Казалось бы, вот она, прибыль, да еще какая! Но сильный и респектабельный бизнес в эту сферу не особенно и стремится. Почему же? Да потому, что и государство не торопится создавать подходящие условия. Давно нужна система стимулов к инвестициям в «отходный» промысел. Причем система масштабная, долговременная, удобная. Но ее в России нет. А того, что есть, недостаточно, чтобы побудить бизнес вкладывать деньги в утилизацию и облагораживание полигонов и свалок. «Компенсация кредитной ставки через уменьшение налога на прибыль» — неплохо, но сложно. Да и не особенно выгодно. Равно как и зачет экологических платежей «в счет компенсации части инвестиций в технологии переработки отходов». Когда еще предприниматель получит такую прибыль, чтобы экологические платежи были внушительными… Стимул может работать только тогда, когда появится повсеместный спрос на экологические услуги. В государственном масштабе, а не на уровне местной благотворительности. Бороться с десятками миллиардов тонн мусора и «отходов», привлекая только частные средства — это не выход. Не только федеральный центр, но и регионы должны быть заинтересованы в стимулировании бизнеса, утилизующего «отходы». Поэтому экологические платежи должны, в массе, оставаться в бюджетах областей, городов и районов. Может быть, пора воссоздавать региональные экологические фонды? Но на сей раз под контролем регионального бизнес-сообщества, а не бюрократических структур? Увязать льготное кредитование с модернизацией переработки и утилизации. Чтобы природоохранный бизнес был стабильным и прозрачным. Выгодным и предпринимателю, и государству.

Оставить комментарий