ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС — ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ

Наша страна отстает от экономически развитых стран по уровню ВВП на душу населения. Это факт, и он, увы, неприятный.  В какой-то мере  ситуация вызвана значительным социальным недоверием. Население, в массе, не особенно  не верит предпринимателям. Есть и немало предпринимателей,  отнюдь не  доверяющих друг другу «на слово».
В дореволюционной России предприниматели, судя по всему, доверяли коллегам побольше. Сложная эта тема — роль доверия в бизнесе. Равно как и доверие населения к бизнесу. И доверие бизнеса к государству. Параметры социального доверия измерить нетрудно. Этим занимаются многие международные организации, аналитические фонды, эксперты. Одна из таких организаций, «World Values Survey», вычислила этот самый «уровень социального доверия» по 100-балльной шкале. Анализ проводится на основе опроса населения  нескольких десятков стран. Был предложен единственный вопрос: «Как вы считаете, большинству людей можно доверять, или в отношениях с людьми следует быть осторожным?». В итоге выяснилось: наибольшее доверие  к окружающим испытывает население Норвегии, ибо уровень доверия там равен 66,3%. Столь же доверчивы и  шведы. Несколько меньше доверяют друг другу  финны и китайцы (57%). Ну, что же, аналогия очевидна: там, где бизнес особенно активен, доверие граждан  друг к другу весьма высоко. Что, несомненно, самым благотворным образом сказывается на предпринимательстве и экономике. В Австралии «уровень доверия» тоже высок, но уже намного меньше, чем в Скандинавии и Китае, всего лишь 47%. В Канаде, Японии и США-немногим более 40%. А в Великобритании и Германии он  лишь несколько более 35%. А каков индекс социального доверия в России? Всего-навсего 29,5%.  Впрочем, в Польше, в Греции, в Мексике, в Аргентине и Франции недоверчивых граждан побольше, чем у нас. Но самые недоверчивые люди на Земле-в Бразилии. Уровень доверия среди бразильцев не более 7%. (Вот почему, кстати? Климат отличный, страна красивейшая, опять же-туризм). Бизнес-эксперты делают однозначный вывод: чем выше уровень социального доверия, тем выше  доход на душу населения. В России, как показывают исследования, лишь меньшинство населения склонно доверять крупным частным компаниям, банкам, малому и среднему бизнесу. Таковы реалии. Доверие к бизнесу придется формировать и беречь, иначе   экономическое развитие окончательно застопорится. Честный бизнес должен стать основой для социального доверия.

Обсуждение закрыто.